Специфика методики профориентационной работы с учащимися с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с легкой интеллектуальной недостаточностью подросткового и юношеского возраста
Данный вопрос является весьма сложным и неоднозначным, т. к. при его решении необходимо учитывать: категорию обучающихся, выраженность имеющихся у них нарушений и связанных с ними ограничений на выбор профессии, возраст, особенности организации образования (в учреждениях специального образования, в классах интегрированного обучения и воспитания) и содержания образования, влияние на учащегося различных социальных факторов, в т. ч. позиции сверстников и родителей. Например, применительно к учащимся, получающим цензовое образование, наиболее специфичной представляется работа, связанная с выбором продолжения образования по завершении обучения на II ступени общего среднего образования. В частности, одним из мотивов поступления в X (XI) класс учреждения общего среднего образования часто является подготовка к продолжению образования на уровне высшего образования не столько с учетом конкретных профессиональных интересов и способностей, сколько с ориентиром на его престижность. Такая позиция далеко не всегда может быть верной, но ее корректировка требует индивидуализации проводимой профориентационной работы как с обучающимся, так и с его родителями.
Наиболее специфичной является методика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Большой объем трудового обучения (как минимум по 6 часов в неделю в классах интегрированного обучения и воспитания и до 10 часов в неделю в X классе первого отделения вспомогательной школы) позволяет не только расширять трудовой опыт учащихся, но и формировать у них умения объективно оценивать свои достижения, определять конкретные затруднения, испытываемые в процессе трудового обучения, объективно оценивать возможности в овладении новыми знаниями, технологическими операциями и видами работ. Это крайне важно для воспитания у учащихся адекватных запросов на овладение профессией, которое предполагает формирование умения сопоставлять свои реальные возможности с требованиями к профессиональным знаниям и умениям. Однако решение данных задач происходит не автоматически как результат лишь увеличения объема трудового обучения. Ему необходимо придавать соответствующую воспитательную направленность, организуя соответствующую аналитическую деятельность учащихся.
Специфичной является организация не только трудового обучения (с учетом его объема, содержания и условий образовательной интеграции), представленная в методической литературе, но также организации деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью во внеучебное время. Любое внеклассное мероприятия (в особенности в условиях образовательной интеграции) требует проведения с ними предварительной подготовительной работы. Ее содержание состоит в предварительном ознакомлении с объектом изучения и предполагающейся профессиональной информации, которая при проведении основной части мероприятия (беседы, встречи, производственной экскурсии) будет общей для всех учащихся класса.
На занятиях кружков, в процессе подготовки профессиональных недель, оформления выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях учащиеся с интеллектуальной недостаточностью выполняют задания, содержание которых определяется с учетом их интересов и возможностей.
Работа с родителями учащихся с особенностями психофизического развития по вопросам профессиональной ориентации.
Рекомендации о выборе профессионального пути вырабатываются специалистами и согласуются с родителями либо лицами их заменяющими. Целенаправленная работа с родителями является условием решения задач подготовки к профессиональному самоопределению всех категорий учащихся с особенностями психофизического развития, т. к. именно позиция родителей зачастую оказывается решающей. При этом позицию родителей нужно тактично и ненавязчиво уточнить изначально, чтобы при необходимости скорректировать. Например, отдельные родители получающих специальное образование учащихся с интеллектуальной недостаточностью могут заблуждаться относительно перспектив продолжения их образования. Обязательным требованием к работы с такими родителями является соблюдение корректности и деликатности.
Не отрицая возможности использования групповых форм работы с родителями, акцент все же необходимо делать на индивидуальной работе, т. к. рекомендации о выборе профессии всегда носят индивидуальный характер.