Шпаргалка для родителей (советы педагога- психолога, учителя-дефектолога)

Кризис трех лет

развернуть

Трехлетний ребенок. Личность?!

Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение его позиции, возрастание самостоятельности и активности требует от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения не складываются, инициатива ребенка не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у него возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (а иногда и со сверстниками).

         В кризисных явлениях выделяют следующие отрицательные проявления:

  • Негативизм – отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок вообще отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием, которое бывает и в более раннем возрасте.
  • Упрямство – реакция на свое собственное решение. Его не следует смешивать с неустойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
  • Строптивость близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Она носит более безличностный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
  • Своеволие – стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать, что напоминает кризис первого года, но здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.
  • Обесценивание (снижение авторитета) взрослых.
  • Протест – бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
  • Деспотизм – единственный ребенок проявляет власть по отношению ко всему окружающему, находя для этого множество способов.

На первый взгляд, так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он что-то не делает, потому что именно это ему делать и не хочется – возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если ему предложить другое занятие, интересное и приятное, он тут же согласится. В критическом периоде события развиваются иначе. Многие психологи выделяют в кризисных моментах негативные явления: ребенок «уходит», отстраняется от взрослых, при этом пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими.

Самостоятельность ребенка развивается постепенно, и однажды его стремление к ней и непонимание родителей входят в острый конфликт. Порой маме бывает удобнее сделать что-то за ребенка, например, одеть, накормить и т.д. Но он, который обнаруживает себя как отдельного человека, хочет все делать сам, и для него важно, чтобы окружающие всерьез относились к этому. И если ребенок чувствует, что с ним не считаются, что не уважают его мнение и желание, он начинает протестовать, бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Очень важно почувствовать эти перемены в ребенке, чтобы облегчить критические проявления.

Для более благополучного исхода кризиса можно предложить такие советы:

  • Необходимо воспитывать ребенка с самого рождения (воспитание действительно начинается с общения, причем характер отношений матери с ребенком в первые месяцы его жизни определяет последующее личностное развитие самого ребенка).
  • Необходимо постоянно общаться с ребенком, а не воспитывать его «по выходным».
  • Не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • В общении с ребенком нужно придерживаться «золотого» правила: не баловать, но и не держать в «ежовых рукавицах».
  • Необходимо предупреждать создание провоцирующих, конфликтных ситуаций.
  • Кризис – явление проходящее. Знать кризисные проявления – значит избежать ошибок в воспитании.

 

свернуть

Если малыш не говорит!..

развернуть

 

Если малыш не говорит 

 

          Речь - это один из наиболее мощных факторов развития ребенка, а          качество речи - показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития.

Вашему ребенку скоро 3 года, а он молчит. В активе только «мама, папа, би-би», да еще несколько слов. Речь носит лепетный характер, а должна быть уже фраза и словарный запас до 1500 слов.

Ребенок называет одним словом разные предметы, например «мика» – это и кошка и конфета и пирамидка; мычит или показывает пальцем, если что-то нужно.

Речь появилась, ребенок говорил слова и даже короткую фразу, затем произошло «затухание» речи – ребенок замолчал.

Ребенок переставляет слоги в словах, нарушен рисунок слова (слоговая структура слова), например – «Саша- шаса».

Ребенок слова говорит, но его речь похожа на речь иностранца – слова не согласованы между собой, например: кукла дай, папа пошла гулять.

Не следует думать, что ребенок ленится или «не хочет» говорить. Дети в этом возрасте не знают усталости.

Безусловно, в два года практически ни один малыш пока не может похвастаться невероятными достижениями в плане разговорных навыков. Более того, сегодня учителя-дефектологи говорят о позднем речевом развитии у детей. Следует учитывать, что становление речи – достаточно индивидуальный процесс, который у всех происходит по-разному. Однако, если у малыша заметны трудности в данном вопросе, необходимо помочь ему справиться с этим этапом развития. Ведь большинство речевых проблем легко решаются в наиболее раннем возрасте. И чем младше ребенок, тем проще ему поставить правильную речь.

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша к 3 годам понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

 

По уровню развития ваш ребенок отстает от своих сверстников. Что же делать?

Прежде всего необходимо:

- пройти полное медицинское обследование,

       - проконсультироваться с учителем-дефектологом и психологом.

Причинами задержки речевого развития могут быть:

- патология беременности, родов, другие нарушения;

- неврологические и сенсомоторные проблемы;

-социальные проблемы: педагогическая запущенность, гиперопека, недостаточность общения с ребенком (у «неговорящих» родителей и дети неговорящие).

Необходимо вовремя выявить проблему, найти причину, устранить ее и как можно раньше начинать занятия с учителем-дефектологом.

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 4-5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет разводят руками и говорят, что уже поздно. В раннем возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим проблемам — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников. Ранний возраст характеризуется активнейшим развитием познавательных процессов. А значит, чем старше ребенок, тем  к школе отставание будет очень серьезным.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И часто уже невозможно быстро и полностью решить проблему. Чтобы ваш ребенок развивался в соответствии с возрастом, имел друзей, был успешен, не упустите время!

 

свернуть

Когда начинать читать ребенку книги?

развернуть

Вопрос о том, с какого возраста имеет смысл начинать читать ребенку книги, волнует многих родителей. Кому-то может показаться, что чтение ребенку до двух лет занятие бессмысленное, но это далеко не так!

Собственно, процесс чтения с детьми начинается задолго до самого чтения. Для того, чтобы малыш проявил интерес к книгам, важно, чтобы он овладел двумя навыками – умением слушать и умением разглядывать картинки. Известно, что слух ребенка развивается в утробе матери и ещё до рождения малыш способен слышать и воспринимать голоса родителей, музыку, звуки природы. И это то - ценный сенсорный багаж, который вы можете подарить вашему малышу еще до его появления на свет.

Во время беременности старайтесь окружать себя и малыша только приятными звуками, почаще устраивайте сеансы релаксации, прослушивая хорошую музыку, разговаривайте с малышом и рассказывайте ему сказки. И смысл сказок здесь совершенно не важен, гораздо важнее ваша интонация, ритм и темп художественного произведения. Когда ребеночек появится на свет, те стихи и сказки в вашем исполнении, которые он слышал еще не родившись, будут действовать на него успокаивающе, а родители всегда найдут, что рассказать крохе, чтобы утешить его или развлечь.

Чтение детских книг – это целый комплекс действий. Он состоит из рассматривания иллюстраций, прослушивания текста, соотнесения текста и картинки. Чтение с ребенком – это серьезная работа по развитию умений слушать, разглядывать и подмечать детали, считывать символы и догадываться о смысле. Читая ребенку раннего возраста, мы способствуем развитию его интеллекта, расширяем кругозор, отвечаем на волнующие его вопросы, обогащаем его формирующуюся речь. Кроме того, чтение – это приятная форма досуга, способ отвлечь расстроившегося или расшалившегося малыша, один из элементов ритуала подготовки ко сну, а также это целый мир волшебной сказки, без которой сложно себе представить счастливое детство.

        Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями!

Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Все время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

Выбор первой книги – дело ответственное. Вот несколько правил, которые помогут вам:

- книга должна иметь плотные картонные страницы, переплёт должен быть качественным. Важно быть уверенным в том что, когда ребёнок возьмёт книгу в руки, она останется цела;

- простота иллюстраций. Идеально, когда на одной странице помещается одно изображение, если это сюжет, то он должен быть максимально простым. Ребенку в этом возрасте ещё сложно воспринимать большое количество деталей, ему также непонятны сложные действия персонажей. Чем проще будет изображение, тем более узнаваемо оно будет ребенком - соответственно, и интерес к книге будет выше;

- умеренные цвета. Идеально, если в книге присутствуют только четыре основных цвета - красный, жёлтый, зелёный, синий (не считая чёрного и белого). Пестрота изображения опять же не принесет пользы, а лишь утомит ребенка;

- реалистичные картинки. Крокодил должен быть зелёным, а помидор - красным. Это один из наиболее важных моментов. Ребенок в этом возрасте впитывает в себя информацию колоссальным объемом, и противоречивость в её содержании сейчас абсолютно ни к чему. Это же касается и внешнего вида животных. Часто художники любят изображать животных в одежде, но это абсолютно противоречит реальному представлению о кошке или собаке. В будущем в более взрослых книгах, когда ребёнок уже будет ориентироваться в мире предметов, и будет понимать, что есть реальность, а что есть сказка, тогда кошка может быть и в платье, и в шляпе, и с бусами (если это соответствует сюжету). На начальном этапе познания мира кошка должна выглядеть как кошка - четыре лапы, усы, уши и хвост.

Идеальная книга для малышей от шести месяцев – это небольшого формата картонка, в которой на каждой странице изображено по картинке, слова в такой книге необязательны. Вы просто будете рассказывать ребенку о том, что на картинке изображено – это и будет первая сказка. Когда вы выберете книгу для вашего полугодовалого малыша, вам нужно найти момент, когда ребёнок будет пребывать в хорошем расположении духа, усадить его к себе на руки или прилечь рядом с ним и перелистывать странички книги, иногда проговаривая то, что на них изображено. Такое «чтение» надолго станет любимым занятием крохи, особенно оно полюбится ему тогда, когда малыш научится переворачивать странички самостоятельно.

В возрасте от 0 до 2 лет ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании. Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации.

Читать надо в спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором. Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.

Что читать? Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире, стихи со звукоподражанием, песенки и потешки.

Список литературы:

  1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег»
  2. Аронзон Л. «Кому что снится»
  3. Барто А. «Игрушки»
  4. Бергельсон А. «Ура для комара»
  5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»
  6. Благинина Е. «Стихи для детей»
  7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
  8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
  9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
  10. Майер Н. «Лесные смешинки»
  11. Маршак С. «Детки в клетке»
  12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк»
  13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»
  14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
  15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
  16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?»
  17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
  18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»
  19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»
  20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

 

свернуть