Методическая копилка

Коррекционно –педагогическая работа по организации обучения детей с особенностями психофизического развития

29.01.2021
Изучение психологических особенностей детей и опыт работы с ними убеждает, что успехи их обучения, становления личности и вхождения в общественную жизнь полноценным гражданином во многом зависит от своевременно начатой и правильно построенной коррекционной работы с ними. При выборе оптимальных педагогических условий для школьников важно учитывать как их индивидуально-типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный период, учебно-познавательная в школьном возрасте, познавательно-трудовая в подростковом возрасте) с использованием новейших личностно ориентированных технологий.
развернуть

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Коррекция памяти

  1. Моторно –слуховая память. Игра «Повтори за мной». Задача: повторить ритм, который простучал ведущий.

2.Моторно- зрительная память. Игра «Запомни движение». Задача: учитель показывает ребенку движение, состоящее из 3-4 –х действий. Ребенок должен повторить эти же действия в том же порядке, а затем в обратном порядке.

3.Зрительная память. Игра «Кого не стало?» (на фланелеграфе в ряду 5-10 колонок)

  1. Зрительная память. Игра «Что изменилось?» Задача: рассмотреть портрет, запомнить детали. Через 30 секунд посмотреть на портрет, назвать происшедшие изменения.
  2. Вербальная память. Игра «Слова». Задача: назвать как можно больше слов на тему: «Отдых», «Семья», «Мой дом».

Внимание и восприятие

1.Игра «Найди отличия». Задача: найти отличия в двух похожих картинках.

2.Игра «Не ошибись». Задача: найти такой же предмет (фигуру )в ряду похожих.

3.Игра «Неразбериха». Задача: составить из частей целую геометрическую фигуру, аналогичную образцу.

4.Игра «Волшебные картинки». Задача: составить образ на основе схематического изображения.

- К данной фигуре дорисуй все ,что угодно, чтобы получилась картинка.

Коррекция мышления

  1. Анализ. Игра «Пирамидка» (пять колец) Задача: составить пирамидку в соответствии с ее схематическим изображением.

2.Установление закономерностей. Задача: продолжить ряд:

-подбери фигуры из ряда, соответствующие образцу;

-дорисуй следующую фигуру ( лицо).

(В таблице нарисованы схематически лицо, фигура человека с постепенным увеличением или уменьшением количества деталей).

  1. Исключение лишнего.

- сын, папа, Света, мама;

-ученик, дядя, портрет, девочка.

  1. Сходство и различие.

-Чем похожи папа и дедушка?

-Чем отличаются?

-Чем похожи девочка и мальчик?

-Чем отличаются?

  1. Обобщение. Игра «Назови одним словом»:

- мама ,папа, сын, дочь – это …

-девочка, мужчина, ребенок, старик – это …

  1. Игра «Парные картинки». Задача: объединить предметы по функциональному признаку ) даны 10 предметных картинок: мама, дерево, книга, погремушка, топор, кастрюля, младенец, папа, белка, ученик). Инструкция : к картинкам, которые лежат в первом ряду, подбери подходящие. Объясни свой выбор.

Младенец - …

Ученик -….

Папа-…

Мама -…

7.Аналогии.

Задачи: установить логическую связь между первой парой слов, подобрать слово ко второй паре, сохраняя найденную смысловую связь.

Бабушка мама сын дочь папа

Дедушка ?

Горе радость злость смех веселье

Слезы ?

Уборка учеба школа тетрадь учительница

Щетка ?

а) папа мужчина, мама ….

б)папа сильный , а дедушка …

в) мама молодая, а бабушка …

  1. Решение логических задач.

а) Вася старше Оли, Оля старше Коли. Кто самый старший? Кто самый младший?

б)Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

 

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО

  1. Последовательно обеспечивайте все углубляющееся осмысление лексического и синтаксического материала. Постоянно расширяйте запас слов и синтаксических средств. Например:

- предлагайте упражнения, требующие соотнесения объекта-картинки-слова;

- работайте с образцами синтаксических конструкций;

- предлагайте упражнения, требующие замены слов по смыслу;

- упражняйте детей в образовании смысловых групп слов;

-стимулируйте применение в речи синтаксических форм во время различного вида деятельности;

- индивидуализируй коррекцию , вводя специальные карточки с речевыми упражнениями для детей и т.д.

2.Развивайте способности относительно законченно выражать мысли в условиях любого общепедагогического процесса; организуйте недлительные практические и умственные действия, учите словесному описанию их; учите использовать для интериоризации такие опоры, как предметы и их изображения; создавайте практические ситуации, требующие связной передачи происшедшего и узнанного в них.

3.Старайтесь стимулировать овладение правильной техникой чтения и письма, создавая установку на них как на средства коммуникации. Например:

- постоянно наблюдайте за тем, чтобы трудности техники чтения и письма не отвлекали детей от осмысления того, что они читают или пишут;

- целенаправленно преодолевайте препятствия , которые мешают уяснению смысла

( например, давать упражнения на дифференциацию , на синтез);

-предлагайте выполнять «прочитанные» поручения;

- используйте навыки письма для передачи информации т .д.

  1. Систематически устраняйте недостатки произношения и неправильности построения речи. Используйте для этого логопедические занятия. Например:

- осуществляйте это в процессе фронтального обучения при групповых и индивидуальных занятиях;

-улучшайте основные фонематические и речедвигательные предпосылки правильной речи;

- организуйте логопедическую ритмику;

- предлагайте выполнять работу с формализованными образцами построения простых и сложных предложений.

  1. Не допускайте формализма в работе над речью детей. Следите за тем, чтобы формирование речевых навыков осуществлялось только в единстве с совершенствованием их практических и умственных способностей.

Например: - создавайте многообразные ситуации, требующие коммуникации;

-сочетайте практическую, умственную и речевую деятельность , в конкретном учебном процессе;

-предоставляйте детям возможность для словесных высказываний, а также предлагайте им оценивать и форму высказываний товарищей. Многим учащимся трудно применять приобретенные в школе навыки чтения и письма как средство получения и передачи информации о постоянно изменяющихся ситуациях повседневной жизни. Эта трудность обусловлена главным образом их основным дефектом; следует преодолевать специальной, направленной на это организацией обучения. Учитель располагает такими возможностями на любом уроке. Обучение на уроке происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на воспитание лексико –грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность учащихся.

Приведем пример коррекционно-логопедической работы в первом классе на тему «Моя семья». Установление родственных отношений, составление рассказов о членах семьи, их возрасте, обязанностях, профессии, месте работы, их любимых занятиях, отдыхе. Правила поведения: приветствие взрослых, слова извинения и благодарности, забота о близких.

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ

Словарь:

- предметный словарь: родители, родственники, тетя, дядя, внук, племянник, сын, дочь, брат, младенец, бабушка, дедушка;

- словарь глаголов: гладить, стирать, полоскать, спать, чистить, развешивать, варить, жарить, тушить, печь, мыть, вытирать, пылесосить, подметать, складывать , убирать, помогать , ухаживать, дружить, любить, заботиться, хвалить, наказывать;

-словарь прилагательных: ласковый, добрый, пожилой, сильный, слабый, здоровый, больной, аккуратный, бережливый, вежливый, заботливый, молодой, старый, сердитый, печальный, радостный;

-словарь наречий: выше, ниже, старее, младше.

Словообразование и словоизменение:

- единственное и множественное число существительных в именительном и родительном падежах;

-образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- образование прилагательных от существительных:

грусть –грустный

забота –заботливый

лень – ленивый

- глаголы 3-го лица единственного и множественного числа.

Работа над предложением.

  1. Составление предложений по демонстрируемым действиям, по сюжетной картинке.

2.Составление простых предложений с однородными дополнениями.

3.Составление сложных предложений с союзом « а».

Составление предложений из трех слов, данных в неопределенной форме.

Связная речь.

1.Составление рассказа «Семья» по сюжетной картинке.

2.Составление рассказа «Семья» с опорой на заданный компонент содержания (набор предметных изображений, опорные слова, план, продолжение начала, из опыта и наблюдения, по воображению).

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ РУК,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССАМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Упражнения выполняются ежедневно, комплексами по 10 упражнений, каждое упражнение выполняется по 2 раза. Новые упражнения вводятся в комплекс постепенно, по мере разучивания. Основная форма – ИГРА.

  1. «Потянушки». Положить обе ладони на стол тыльной стороной и с усилием поднимать поочередно пальчики вверх от стола как можно выше.
  2. «Клещи». Положить обе ладони на стол тыльной стороной и поочередно сжимать и разжимать пальцы.
  3. «Пальчики здороваются». Большой палец поочередно противопоставляется с остальными: «Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песню пел».
  4. «Щелчки». Пальцы, поочередно щелкая ,резко отбрасываются от большого.
  5. «Обрывание лепестков». Край бумаги нарезать в виде бахромы ( лучше круглый лист), ребенок обрывает поочередно лепестки разными пальцами (парами пальцев).
  6. «Игра на рояле». Полусогнутые пальцы по 5-6 раз касаются стола под песенку.
  7. «Открой замок». Сжатые в кулак пальцы поочередно с силой разжимать, начиная с большого, затем с мизинца.
  8. «Фокус». Карандаш катается между пальцами над столом и при этом на падает.
  9. «Подъемный кран». Рассыпать по столу мелкие предметы: спички, пуговицы, скрепки, бусинки. Ученик должен поднять их разными парами пальцев и положить каждый в свою коробку.
  10. «Анюта». Старая русская песенка –потешка. Взрослый говорит : «Анюта». Ребенок, просовывая поочередно большой палец между остальными, отвечает: «Я тута».
  11. «Веер». Разведение пальцев в стороны, вначале всех вместе , затем отведение в стороны по 2-3 пальца.
  12. «Балалайка». Пальцами одной руки натянуть круглую аптечную резинку, другой играть на балалайке.
  13. «Бусы». Нанизывание бус или пуговиц на суровую нитку.

 

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД МОТОРИКОЙ

  1. Используйте на занятиях и внеклассных занятиях все разумные возможности для воздействия на улучшение ритма движений. Например:

- сочетание движения всего тела со словесными высказываниями;

-использование важных акустических и оптических сигналов для управления движениями всего тела и его частей;

-сопровождайте выполнение сложных моторных комплексов проговариванием (например обучение процессу письма).

2.Добивайтесь, чтобы учащиеся осознанно выполняли движения. Например:

- добивайтесь, чтобы они уяснили связь между движением и его целью;

-добивайтесь называния выполняемого движения по фразам;

-осуществляйте анализ процесса движения, сопровождайте его указанием ошибок и добивайтесь осознанного их исправления и др.

3.Учитывайте, что длительная нагрузка вызывает у многих учащихся существенное повышение мышечного тонуса. Планомерно ослабляйте эту тенденцию :

-путем смены группы мышц, участвующих в системе действий;

-путем смены нагрузки на одну и ту же группу мышц при выполнении действий;

-путем постепенного повышения длительности нагрузки.

4.Проводите упражнения по коррекции и развития движений в процессе выполнения основного действия , обеспечивая таким образом связь действия с целью. Например:

-используйте моторные действия для получения и применения знаний по различным учебным предметам;

-добивайтесь длительного исполнения движений в правильной последовательности, используя учебные предметы, требующие интенсивных движений (спорт, труд и др.).

Учитель должен дифференцированно использовать коррекционные упражнения в процессе развития моторики. Они начинаются со словесных указаний, включают неоднократную демонстрацию и даже физическую поддержку при выполнении движений. Учитель, задавая ритм, должен помогать формированию двигательных навыков. При этом следует начинать с очень простых движений. Предлагая индивидуальные упражнения, учитель задает ритм с учетом моторных особенностей данного ученика.

Осуществление принципа единства обучения, воспитания и педагогической коррекции предполагает, что все решающие моменты этого процесса содержат коррекционную задачу как интегрированную составную часть. Очень важно понимать коррекционное воздействие как особо весомый компонент цели, как фактор, определяющий содержание обучения, направление метода, и осуществлять его следует, опираясь на это основное соотношение, учитывая при этом:

1.Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми.

  1. Чтение способствует приобретению знаний, умений, навыков.

3.Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникабельную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.

4.Труд улучшает моторику рук, развивает практическое, пространственное и образное мышление.

 

 

свернуть
Возрастные особенности развития детей